Балансировка — это процесс компенсации неуравновешенных масс ротора. Наличие неуравновешенных масс на роторе называется, соответственно, дисбалансом.
Дисбаланс вращающихся масс ротора является одним из самых наиболее распространенных дефектов оборудования, обычно приводящим к резкому увеличению вибраций.
Повышенная вибрация приводит к увеличению нагрузки на подшипники оборудования, изменяет режим работы и приводит к их ускоренному разрушению. Кроме того, в ряде случаев, повышенная вибрация негативно сказывается на качестве выпускаемой продукции и может служить причиной разрушения несущих конструкций, анкеров или фундамента агрегатов.
Удвоение нагрузки в восемь раз (!) снижает срок службы подшипника. Это видно из приведенной здесь формулы расчета ресурса подшипника:
L10 — номинальный ресурс подшипника, млн. оборотов;
С — динамическая грузоподъемность, кН (постоянная величина);
Р — эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, кН.
Виды балансировок
В зависимости от взаимного расположения оси вращения и главной центральной оси инерции x-x, по ГОСТ 19534-74, различают следующие виды неуравновешенности роторов:
- статическая, когда эти оси параллельны (рисунок а)
- моментная, когда оси пересекаются в центре масс ротора S (рисунок б)
- динамическая (смешанная), когда оси либо пересекаются вне центра масс, либо не пересекаются, а перекрещиваются в пространстве (рисунок в).
Балансировка ротора может быть выполнена, в зависимости от конкретных условий и возможностей, на балансировочном станке или в собственных опорах.
Балансировка роторов может быть выполнена как с помощью самых современных портативных приборов Leonova™ Infinity, так и с помощью более простых приборов, например, T30 или VIB-10. Описанная здесь процедура балансировки относится к Leonova™ Infinity.
Одноплоскостная балансировка, 4 пуска
Производится один замер исходного уровня вибрации ротора, за которым следуют три замера вибрации с навешиванием пробного грузика поочередно на 0°, 120° и 240° по плоскости ротора. Результатом является расчет веса и положения корректирующего грузика.
Одноплоскостная балансировка, фазовая
Производится один замер исходного уровня вибрации ротора, за которым следует один замер вибрации с навешиванием пробного грузика. Для измерения относительного фазового угла между двумя виброизмерениями используются синхронные усредняемые измерения вибрации, запускаемые импульсом от датчика тахометра. Результатом является расчет веса и положения корректирующего грузика.
Двухплоскостная балансировка, фазовая
Используется тот же фазовый метод, что и для одноплоскостной балансировки, но замеры вибрации и коррекции масс ротора производятся отдельно по двум плоскостям. Можно использовать один датчик вибрации, перенося его с плоскости на плоскость в процессе замеров. Удобнее использовать два датчика вибрации, подключив их к прибору Leonova с помощью 2-х канального кабеля или через балансировочный модуль.
По окончании любой балансировки можно провести контрольный замер вибрации для проверки успешности балансировки и, если необходимо, дополнительно уточнить вес и положение корректирующего грузика.
По окончании любой балансировки можно сохранить файл измерений по балансировке, включающий результаты измерений и результаты балансировки для конкретного оборудования.
Файл измерений по фазовой балансировке включает также балансировочную матрицу конкретного оборудования. Поэтому последующая фазовая балансировка этого оборудования с использованием сохраненного ранее файла измерений может производиться БЕЗ НАВЕШИВАНИЯ ПРОБНОГО ГРУЗИКА по желанию пользователя, что существенно упрощет процедуру балансировки.
Балансировка легко осуществляется шаг за шагом под руководством простых рисунков и указаний на дисплее прибора Leonova. Можно также задать другое направление вращения ротора или выбрать любую величину измерения вибрации: виброскорость, виброускорение или виброперемещение.
В добавление к измеренному среднеквадратичному значению величины вибрации выдается ее спектр, который ясно показывает наличие и долю дисбаланса в общем уровне вибрации. Таким образом, легко выявить сначала необходимость балансировки вообще, а затем подтвердить ее успешность в случае окончания работ.
Leonova рассчитывает и предлагает альтернативные варианты балансировки и устранения дисбаланса:
- Максимально допустимый вес пробного грузика (г) рассчитывается на основании ввода в прибор радиуса, скорости вращения и веса ротора
- Корректирующий грузик разбивается на два отдельных грузика для навешивания на прилегающие секции ротора на основании ввода в прибор количества секций ротора
- Корректирующий грузик может быть заменен высверливанием материала с противоположной стороны ротора, при этом Leonova рассчитывает глубину сверления соответственно выбранному диаметру сверла и материалу ротора
- Leonova рассчитывает новый вес корректирующего грузика при сдвиге его по радиусу от исходного положения
- Место крепления грузика дается в виде угла или в виде расстояния по окружности ротора
- Пробный грузик может быть на выбор удален после замеров или же оставлен на месте
- Несколько корректирующих грузиков могут быть заменены одним.
Материал о приборах для балансировке предоставлен компанией «SPM Instrument».